Некоторые вопросы статического расчета крупноэлементных жилых зданий

06.02.2021

В настоящее время при проектировании крупноэлементных зданий пользуются теми же приемами расчета, как и для зданий с массивными стенами. Однако при новом индустриальном крупноэлементном строительстве многоэтажных жилых и гражданских зданий, характеризующемся применением большеразмерных деталей и своеобразными соединениями элементов друг с другом, происходит более сложное распределение усилий в системе, что требует иного подхода к методике статического расчета зданий. Таким образом, между практикой строительства и методикой расчета имеется разрыв, вследствие отставания вопросов теории.

Как известно, в практике строительства применяются здания рамно-каркасные, каркасные (с передачей горизонтальных нагрузок на жесткие вертикальные связи), здания с неполным каркасом и бескаркасные. Все материалы имеют большой вес, поэтому для их транспортировки стоит заказать грузовое такси недорого.

Различные схемы могут быть применены в зависимости от конкретных условий и места строительства. Рассмотрим все эти схемы с точки зрения возможного применения той или иной методики их расчета.

При соответствующем технико-экономическом обосновании (например, в сейсмических условиях, при сильно сжимаемых грунтах, в высотных зданиях) сборные рамные каркасы могут проектироваться с передачей горизонтальной нагрузки на конструкцию самого каркаса. Таким образом, рамные каркасные схемы не теряют своего значения при всех условиях развития жилищного и гражданского строительства.

Теория расчета рам является одним из наиболее полно разработанных разделов строительной механики. Для расчета рамного каркаса следует лишь выбрать наиболее простой, удобный и достаточно точный метод определения изгибающих моментов и линейных смещений рам. Однако выбор такого метода представлял до сих пор нелегкую задачу, если иметь в виду множество различных способов упрощений, созданных в теории для облегчения совместности решения систем линейных уравнений, получаемых при применении классических методов сил и деформаций. В действительности, эти способы упрощают вычисления только в сравнительно простых случаях рамных систем. В расчетах же сложных рам, к категории которых относятся и рамы каркасов многоэтажных зданий, вычислительный процесс остается сложным и громоздким. Практические трудности, связанные с составлением и решением системы совместных линейных уравнений, вынуждают проектировщиков нередко пользоваться в расчетах сложных рам различными приближенными способами, не внушающими доверия в силу того, что они основываются на грубых допущениях, не имеющих критерия точности.

В настоящее время можно рекомендовать более простую и достаточно точную методику расчета многоярусных рам, освобождающую проектировщика от необходимости составления и решения систем уравнений. Методика эта удобна тем, что в ходе вычислений попутно определяются и значения смещений, необходимые для контроля жесткости рамного каркаса. Эта методика расчета находит применение и при расчете приведенных рам каркасных и бескаркасных крупноэлементных зданий.